Советы логопеда

 

РусскийБеларускi

 

 

Одно окно | Об учреждении | Образовательный процесс | Для Вас родители | Фотогалерея | Пакет безопасности | Контакты | Сервисы | План Деректива №1 | Инспекция по делам несовершеннолетних информирует | Наши новости

 

Меню раздела

     

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    хостинг

    adm.edu.by

     


    Советы логопеда

    Многие родители, записывая детей в школу сталкиваются с неожиданной трудностью. Школьные психологи, пообщавшись с ребёнком, удивленно смотрят на родительницу: мамочка, вы когда-нибудь слышали о логопеде? Оказалось, если у будущего первоклассника есть проблемы с произнесением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или гимназию у него очень невелики.

    Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то буквы, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с дефектологом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября. Но, во-первых, это такая нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь.

    ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА В ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

    Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.

    Ребенок владеет понятиями "посуда", "одежда", "овощи", "фрукты" в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая - далеко.
    Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года "оставлены" звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р', Р.
    Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать. Маленькие книголюбы смогут вам "прочитать" наизусть всю "Муху-цокотуху", расскажут "Репку", споют за колобка, попытаются тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки "Три медведя".

    НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

    Показатели речевого развития

    Время появления в норме

    Употребляет местоимение "Я"

    2 года 3 мес.

    Адекватно использует названия цветов

    2 года 6 мес.

    Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)

    К 3 годам

    Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

    К 3 годам

    Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

    С 2 лет 1 мес.

    Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

    К 3 годам

    Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

    С 2 лет 3 мес.

    Произносит твердые звуки С, 3, Ц

    С 2 лет 1 мес.

    Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

    К 3 годам

    Начинает подбирать рифмы к словам

    С 3 лет

     ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЧЕТЫРЕХЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

    Вашему малышу четыре года. Он уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
    Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.
    Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

     

    НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

    Показатели речевого развития

    Время появления в норме

    Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

    3 года 6 мес.

    Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

    С 3 лет

    Использует в речи приставочные глаголы

    3 года 1 мес.

    Появляется словотворчество

    С 3 лет

    Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

    К 4 годам

    Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

    К 4 годам

    Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

    К 4 годам

    Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

    К 4 годам

    Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

    К 4 годам

    ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПЯТИЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ

    У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

     

     

    НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

    Показатели речевого развития

    Время появления в норме

    Использует родовые названия предметов

    С 4 лет 6 мес.

    Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

    4 года 6 мес.

    Может подбирать к словам антонимы

    К 5 годам

    Продолжается словотворчество

    В течение дошкольного детства

    Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак)

    С 4 лет 6 мес.

    Определяет наличие звука в слове

    С 4 лет 6 мес.

    Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

    К 5 годам

    Может составить рассказ по картинке или серии картинок

    К 5 годам

    Начало формирования внутренней (планирующей) речи

    К 5 годам

    Звукопроизношение полностью соответствует норме

    С 4-5 лет

    Одной из причин, задерживающей нормальное развитие детского звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению.

    Искажения детской речи так же вызываются неправильной речью окружающих ребенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение), диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что в семье не обращают должного внимания не неправильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показа нормального произношения.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    - соответствует ли предлагаемая ребенку видеопродукция речевым нормам, (качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово, понимает ли ребенок сюжет, может ли пересказать его).

    - нет ли наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала

    Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

    По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

    В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

    Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

    10 простых советов логопеда родителям

    Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
    2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
    3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
    4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
    5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
    6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
    7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
    8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
    9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
    10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

     

    Воспитание умения внимательно слушать

    Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему ему предстоит научиться в школе. По оценкам специалистов, в школе ребенок 70% времени проводит слушая.

    Очень часто люди путают смысл слов слышать и слушать. «Слышать» означает лишь отдавать себе отчет в том, что раздается какой-либо звук; слушая, ребенок должен воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном.

    Поощряйте склонность ребенка подражать и передразнивать — это развивает внимательность к деталям.

    НАВЫКИ СЛУШАНИЯ

    К 4—5 годам у ребенка должны сформироваться навыки слушания в следующих областях.

    1) Различение на слух:

    — различать первые звуки, которые могут изменять значение слова, например т/д/п в словах тень/ день/пень;

    — различать слова, начинающиеся с одинакового звука, например суп/сок/соль.

    2) Слуховая память:

    — удержать в памяти и выполнить, по крайней мере, три указания. Например: взять свитер, потушить свет и закрыть дверь.

    3) Понимание на слух:

    — вычленять смысл услышанного, например: как звали мальчика в рассказе? (Рассказ был прочитан или же ребенок видел инсценировку по телевизору.) Чем мальчик занимался? Как ты думаешь, почему он так поступил? А ты знаешь, что случилось перед этим? Как ты думаешь, что произойдет дальше?

    ДЕЙСТВИЯ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ

    1. Слушаем звуки в доме

    Сядьте в кружок. Скажите: «Давайте поиграем в игру «Что я слышу?».

    Звуки громкие и тихие, журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и скворчание еды, жарящейся на сковородке, телефонный звонок, урчание холодильника, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок, когда их кладут на стол, в мойку, в сушилку, скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, хлопание в ладоши, щелчок выключателя.

    1.  Слушаем погоду

    Что я слышу? Стук капель по стеклу, завывание ветра, падающий снег, раскаты грома.

    3. Слушаем звуки улицы

    Давай поиграем в «Что.я слышу?». Гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звонок трамвая, рев пролетающего самолета, пение птиц, сирену пожарной машины.

    4. Слушаем звуки магазина Что я слышу?

    Как катят контейнеры, как рубят мясо, звук работающей кассы, позвякивание чашек в кафетерии.

    5. Слушаем голоса животных (в зоопарке, в деревне, на пластинке)

    Как мычит корова? Что говорит утка? Как рычит лев?

    6. Слушаем звуки — приятные и нет Музыку, автомобильные гудки, звонок будильника, детский смех, кашель.

     

     

    Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики

               В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

    Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

                 Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

    Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

    1. Запускать пальцами мелкие волчки.
    2. Разминать пальцами пластилин, глину.
    3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
    4. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
    5. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
    6. Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
    7. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
    8. Показать отдельно только один палец – большой.
    9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
    10. Махать в воздухе только пальцами.
    11. Кистями рук делать «фонарики».
    12. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
    13.  Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
    14. Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
    15. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за мочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
    16. Закручивать шурупы, гайки.
    17. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
    18. Складывание матрешек.
    19. Игра с вкладышами.
    20. Рисование в воздухе.
    21. Игры с песком, водой.
    22. Рисовать, раскрашивать, штриховать.
    23. Резать ножницами.
    24. Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).

                                                                                                                    

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     

    ПОДГОТОВИЛА

    Учитель-дефектолог Щенникова Т.В.

     

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста (3-4года) происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

    Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

    1.Понимание речи:

    • Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) –«Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
    • Слушает длинные сказки и рассказы.
    • Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принес и кружку».
    • Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко»и т.д.

    2.Словарный запас:

    • Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
    • Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
    • В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и другие части речи – местоимения (я, ты, мне), наречия (тепло, красиво...),числительные (один, два), прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой),предлоги (в, на, за, под, перед)

    3. Грамматический строй:

    üРебёнок может составлять предложение из 4х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).

    üИспользуется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

    üДопускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания  («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

    4. Звукопроизношение:

    • Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
    • Свистящие звуки –С,З,Ц -произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»),заменяются: С=Ф(фобака - собака), З=В(вамок - замок), Ц=Ф(фыплёнок - цыплёнок), С=Т(тобака - собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
    • Шипящие звуки –Ш,Ж,Щ –пропускаются(апка -шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
    • Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука), наЙ(юка-рука)
    • В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

    5.Мелкая моторика:

    • Держит карандаш пальчиками
    • Копирует формы несколькими чертами
    • Собирает и строит постройки из кубиков
    • Обводит по контурам
    • Копирует крест, воспроизводит формы

    Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.

    Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

    Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

    Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

    1.Наборы игрушек (животных, птиц...)

    -для уточнения произношения в звукоподражаниях: Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.(«Угадай, кто кричит?»)

    - «Большой -маленький» -произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

    -для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

    2.Кубики

    –развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

    -К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов: - Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы? Что из этого можно приготовить? - Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?

    3. Пластилин и паста для лепки

    -развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

    -Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки

    –игра «Угощение для Мишки» (шарики -«ягодки», «яблочки», лепёшки –«печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

    4. Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и

    на палец (пальчиковые игрушки):

    - развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

    -используются для проигрывания знакомых сказок.

    5.Игрушечный телефон

    - разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

    6. Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

    -развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

    - Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

    7. Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек:

    -Развивают мелкую моторику, помогают формировать  представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

    8.Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)

    -Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

    -Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик), «Назови части целого» (кот -туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

    9.Детское лото и другие настольно-печатные игры

    -Закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак, несколько способов использования детского лото для развития речи:

    • ×Проговаривание названий картинок четко и внятно.
    • ×Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания родительного падежа: был мяч – нет мяча×
    • Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти.
    • ×Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка×
    • Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится×
    • Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.
    • Игра «Один - много» с картинками.

    И, напоследок, несколько советов:

    vГоворите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;

    vКаждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном; поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

    vОбязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов...)

    vВо время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;

    vНазывайте всё, что видит или делает ребёнок.

    vОбязательна работа над мелкой моторикой.

    Литература:

    Н.Н.Баль. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования реализующих образовательную программу спец.образования на уровне дошкольного образования/Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова –Минск: Народная асвета, 2015-111с:ил.

     

     


                   

     

    ГУО "Ясли-сад № 458 г. Минска"
    220047,  Минск , ул. Нестерова д. 74.
    Контактный телефон: 8(017)-356-25-18; 8(017)-374-42-62

    Электронная почта: ddu458@minsk.edu.by