консультации и рекомендации учителя-дефектолога

 

РусскийБеларускi

 

 

Одно окно | Об учреждении | Образовательный процесс | Для Вас родители | Фотогалерея | Пакет безопасности | Контакты | Сервисы | План Деректива №1 | Инспекция по делам несовершеннолетних информирует | Наши новости

 

Меню раздела

     

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    хостинг

    adm.edu.by

     


    «Профилактика

    неправильного произношения звуков

    у детей»

    Подготовил: учитель-дефектолог ДУ №458 шлык Екатерина Александровна

     

    Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения  ребёнок узнает все происходящее в окружающем мире. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: « Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

     Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического ,а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов.

    Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.

    Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:

    • обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
    • каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
    • неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка негативное отношение  к речи.

     

    Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

    Рекомендации для родителей:

    1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения .
    2. Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
    3. Каждое упражнение проводить перед зеркалом в игровой форме и повторять  6 – 8 раз.

     

    • «Лопаточка»:  рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
    • «Чашечка»:  рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
    • «Иголочка»:  рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
    • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее  10 секунд.
    • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее  5 секунд.
    • «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
    • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

     

    Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к  усвоению детьми норм звукопроизношения.

    Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

    • Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
    • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
    • Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
    • Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;

    Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит,  искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов.

    Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

    Для профилактики и лечения ЛОР-заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику:

    • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
    • Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
    • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
    • При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
    • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
    • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
    • Во время выдоха  широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а] (5 – 6 раз).
    • Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

     Ну и общие рекомендации для родителей:

     

    • Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную речь. Если в окружении есть кто-то с особенностями звукопроизношения,объясните ребенку, что лучше учиться говорить как «другой человек», тот у кого звуки правильные.
    • Старайтесь не «облегчать» ребенку жизнь, кормя его мягкой пищей. Не нужно чистить огурчик, перетирать в пюре яблочко – ребенок должен учиться жевать, чтобы тренировались и мышцы языка, губ в том числе. Если ребенок не жует пищу в детстве – он будет «жевать» слова позже.
    • Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, т.е. не пользуйтесь смягченными вариантами звуков, детским произношением – мячик, а не «мясик», коза, а не «козя». Ребенок во всем подражает взрослым, и в речи тоже.

    ·Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Учите ребенка завязывать узелки, шнуровать ботинки, застегивать мелкие пуговицы.

    • Посмотрите на сроки появления звуков у ребенка в норме:

    1 - 2 года:  а, о, э, п, б;

    2 - 3 года:  и, ы, у, в, ф, т, д, н, г, к, х, и;
    3 - 4 лет:   с, з, ц;

    4 - 5 лет:   ш, ж, ч, щ;
    5 - 6 лет:   р, л.

    Обратите внимание, что не положено ребенку в обязательном порядке с трех лет произносить Р. Трехлетнего малыша с дислалией логопед с чистой совестью может отправить «подождать годик». И желательно не слишком сильно давить на маленького ребенка «скажи РРРРР», его органы артикуляции физиологически не готовы к произношению столь сложного звука, он ради вас может перестараться и тогда получится горловой (велярный) Р, как более доступный, а исправить это  сможет уже только логопед.

     
    Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или  в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.
    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

    Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
    «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.     Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
    Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
    Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
    Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

    Источники:

    1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
    2. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
    3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
    4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.
    5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1981
    6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
    7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
    8. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

    Основные правила речи

    необходимо использовать как при выполнении заданий,
    так и в повседневной речи

     Правило №1 «Холоди горлышко»

    Перед каждым высказыванием ребенок должен научиться вдыхать воздух через рот и говорить на выдохе. Необходимо учить ребенка контролировать речевой выдох и как только воздух заканчивается делать паузу и вновь набирать воздух.

     Правило №2 «Голосоведение»

    Каждое высказывание должно произноситься медленно, протяжно с интонационным выделением ударного слога.

     Правило №3 «Цепляем слова друг за друга»

    Стараться произносить предложения слитно на одном выдохе, без пауз между словами.

     Правило №4 «Ритмоведение»

    При произнесении отдельных слогов, слов или рифмованного текста необходимо отстукивать (отхлопывать) ритм, выделяя ударный слог.

     Правило №5 «Оречевление действий»

    С помощью вышеперечисленных правил ребенок должен без запинок оречевлять любое свое действие, отвечая на вопросы взрослого.

     Правило №6 «Сначала подумай, потом говори»

    Перед тем как начать высказывание ребенок должен сформулировать про себя то, что он хочет сказать.

    Уважаемые родители, это важно!!!!

    Все достижения речевого развития детей дошкольного возраста представляем в таблице:

     

    Показатели речевого развития

    Воз­раст

    Фонетическая сторона речи

    Грамматический строй речи

    Лексическая сторона речи

    Связная речь

    3-4 года

    Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи, ду-ду-дуи т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи

     

    Активно употребляет грамматические формы.

    Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки).

    Правильно   употребляет слова, обозначающие детенышей животных.

    Выделяет признак предметов (форма, цвет, величина).

    Согласовывает глагол во времи с существительным.

    Понимает назначение предлогов.

    Пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей)

     

    Отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.д.

     

    Ребенку свойственна диалогическая речь.

    Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью   вопросов взрослого и продолжить ее.

    Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы.

    Способен поделиться   увиденным и пережитым.

    Вычленяет индивидуальные

    обращения к нему.  Показателем является инициативная речь

     

    4-5 лет

    В большинстве своем произносит четко все звуки   родногоязыка.

    Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе:

    • ветру,
    • водичке,
    • жукам,
    • насосу и др.

    Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и сти хи.

    Различает слово, звук.

    Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении   родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения.

    Словотворчество является нормой.

    Выделяет    в предметах свойства, качества, детали, части и словесно   их   обозначает. Умеет подбирать   к предмету соответствующие действия. Способен  к  элементарному обобщению предметов   в родовые кате гории (мебель, посуда, одеж да)

    Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления.

     

    Возраст

    Фонетическая сторона речи

    Грамматический строй речи

    Лексическая борона речи

    Связная речь

    5-6 лет

    Способен   про износить трудные звуки, речь отчетливая. 

    Использует сред­ства интонационной выразительности: груст но, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи приразных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной 
    и восклицательной интонациями.

    Может обнаружить в речи сверстников  и взрослых ошибки в произношении.

    Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

    Активен в словотворчестве, словоизменении и  словообразовании, задает 
    много поисковых вопросов. 
    Способен устанавливать и отражать в речи при чинно-следственные связи, обобщать, 
    анализировать и систематизировать. 

    Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного 
    числа в роди тельном падеже, употреблять сложноподчиненные  предложения. 

    У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.

    Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам.

    Развивается смысловая сторона речи ребенка 
    (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор  точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях) 
    1

    Хорошо  понимает прочитанное, отвечает на 
    вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы.

    Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном 
    пересказе. 

    Может  рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события.

    Может подметить в рассказе  не    только существенное, но и детали, част ности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Возраст

    Фонетическая сторона речи

    Грамматический строй речи

    Лексическая сторона речи

    Связная речь

    6-7 
    лет

    Способен говорить внятно и четко.

    Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

    Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные. 

    Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

    Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

    Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. 
    Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. 

    Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. 

    Осознанно употребляет родовые и видовые понятия

    У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. 

    Свободно пользуется интонациями. 

    Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи

     

    После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение). 

    На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.

     

     

     


                   

     

    ГУО "Ясли-сад № 458 г. Минска"
    220047,  Минск , ул. Нестерова д. 74.
    Контактный телефон: 8(017)-356-25-18; 8(017)-374-42-62

    Электронная почта: ddu458@minsk.edu.by