консультации и рекомендации педагога-психолога

 

РусскийБеларускi

 

 

Одно окно | Об учреждении | Образовательный процесс | Для Вас родители | Фотогалерея | Пакет безопасности | Контакты | Сервисы | План Деректива №1 | Инспекция по делам несовершеннолетних информирует | Наши новости

 

Меню раздела

     

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    хостинг

    adm.edu.by

     


    Педагог-психолог

    Сень Оксана Павловна

    Родителям будущего первоклассника.

    Уважаемые  родители  

    Когда наш ребенок идет в школу, мы испытываем закономерное волнение. Хотим заверить вас, что  в школе работают знающие и опытные преподаватели, готовые оказать всяческую профессиональную помощь и поддержку детям и их родителям. В соответствии с программой старшей группы детского сада ваш ребёнок при записи в 1 класс должен:  

    1.Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

    2 Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

    3.Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

    4.Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

    5.Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.

    6.Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д). Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.

    7.Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

    8.Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

    9.Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).

    10.Уметь культурно общаться с другими детьми.

    11.Слушать старших и выполнять их распоряжения.

    НАШИ СОВЕТЫ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

    Во сколько лет можно привести ребенка в школу?

    Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось   шести    Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть    ребенок может учить и понимать заученное.

     

    На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

    Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформировано чувство ответственности, в семье у него должны быть обязанности, за которые он должен нести ответственность перед обществом, ведь в классе он тоже будет выполнять определенную роль, как член коллектива. Но если в собственной семье ребенку многое дозволено, родители должны понимать, что ему очень трудно будет работать в коллективе, трудно будет учителю, у которого есть и другие ученики, да и самим родителям станет сложно в определенное время, но как правило, они не захотят признавать своих ошибок. Каждый ребенок, обязательно, должен владеть навыками самообслуживания, прийти на помощь сверстникам, при необходимости, должен содержать свои вещи в порядке.

    Ваш ребенок часто болеет, а ему уже 7 лет и пора идти в школу. Как   быть?

    В настоящий момент в системе общего образования существует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребенок имеет хроническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться домашним обучением. В школе им расскажут, какие документы, кроме заявления, необходимы для того, чтобы ребенок учился на дому.

    Обязательна ли школьная форма   в 1 классе?

    Вопрос о школьной форме решается в каждом классном коллективе индивидуально. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим ученика от дошкольника. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети — они теперь первоклассники.

    Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к  1 классу?

    Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого человека.

     

     

     

    Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

    Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость, анурез.

    Существуют ли особенности  в режиме дня первоклассников?

    Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня дома. Это поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка. Не забывайте что подъем не ранее 7:00 ночной сон 21:00.

    Какая помощь нужна первокласснику по математике?

    Не мешайте первокласснику загибать пальчики при счете: таким образом он пересчитывает элементы множества, в данном случае — своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предметы — карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, чтобы число элементов в каждой группе ребенок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра»! Множества можно сравнивать — больше или меньше и уравнивать — добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.

    Что такое «продленка»?Группа продленного дня создается во всех школах по заявлению родителей, которые хотят, чтобы их ребенок по окончании уроков находился под присмотром опытных педагогов. В группе продленного дня предусмотрены обед (платный, если только ваш ребенок не попадает в льготную категорию), прогулка, развивающие занятия. Как правило, группапродленногодняработаетдо 18 часов.

    Почему учителя не ставят оценки в 1  классе?

    Ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка? В 1 классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. Наблюдать за результатами обучения родители могут в портфолио учащегося, в котором идёт накопление и оценка индивидуальных достижений ребёнка в период его обучения в начальной школе. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной

     

     

     

     

    Можно ли давать ребенку в школу деньги?

    Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

    Как организуется досуг первоклассников после уроков?

    На этот вопрос вы сможете получить ответ в школе, которая предложит учащимся различные виды внеурочной деятельности.

    Есть ли у детей возможность отдохнуть на  уроке?

    С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальчиков. Кроме того, учителя начальных классов стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, чтобы переключать внимание школьников. Все это способствует снижению утомления первоклассников на занятии.

    Есть ли в 1  классе домашние задания?

    Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.

    Можно ли носить в школу мобильный телефон?

    Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

    Волнуемся за решение задач. Как можно помочь первокласснику в этом вопросе?

    Решение задач вызывает затруднение потому, что каждая из них имеет свое условие. По способу решения все задачи в 1 классе делятся на несколько групп. Рекомендуем вам вместе с ребенком детально проанализировать текст задания — разобраться с описанной в нем ситуацией, проиграть условие. Можно изобразить задачу в виде рисунка или схемы. Основная помощь состоит в том, чтобы объяснить ученику, что по условию задачи с группами предметов происходят изменения. Например, если в задании мама принесла яблоки, то количество предметов увеличилось, поэтому для решения нужно выбрать действие сложение. Напротив, если из группы предметов что-то взяли, унесли и т. д., то количество данных в задаче предметов уменьшилось — необходимо выбрать действие вычитание.

     

     

     

    Нужно ли наказывать ребенка  за отсутствие успехов в обучении?

    Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник еще ничему не научился. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Попытайтесь вселить в ребенка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придется думать о наказании.

    В некоторых семьях детям платят деньги за успешную учебу. Правильно ли это?

    Все зависит от того, каких именно людей хотят воспитать в семье. Если у вас принято оплачивать труд матери за приготовленный обед и убранную квартиру, поход отца в магазин, то вы, наверное, на правильном пути. Мы думаем, что человеческие отношения состоят из обязанностей людей друг перед другом. Объясните ребенку, что учеба — это его обязанность, которую он, как и остальные члены семьи, должен выполнять хорошо.

    Можно ли носить в школу игрушки?

    Да, можно! Игровая деятельность еще значима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению в игре, современные дети часто подражают не всегда положительным героям телевизионных фильмов, поэтому советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.

    Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?

    Вопрос конфликтов в отношениях между людьми самый непростой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребенку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям. Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор пока ситуация не прояснится. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придется учить ребенка еще очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов «Я виноват...».

     

     

    Консультация для родителей

    «Готовьте ребенка к школе»

    Каждая семья, отправляя ребенка в школу, искренне желает, чтобы ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить ребенка задолго до поступления в школу и проводить эту работу систематически, проявляя терпение и настойчивость.

    В подготовке к школе большое значение имеет сообщение знаний детям об окружающей жизни. Это знания о нашей стране (как она называется, какой город является столицей), как называется город, где мы живем, что есть замечательного в нем, где работают взрослые, о своей улице (адрес), о семье, о школе, где ребенок будет учиться, о правилах уличного движения и др.

    У ребенка 6-7 лет должен быть уже накоплен опыт наблюдения за явлениями природы. На прогулках, экскурсиях за город, в труде по уходу за растениями, домашними животными дети получат ясные представления о пользе домашних животных, деревьях, травах, цветах и птицах. Учите наблюдать и сравнивать, чувствовать красоту природы, например, как выглядит березка летом и осенью, чем отличается ель от сосны, береза от тополя и т.д. Знания о природе, событиях окружающей жизни является хорошим подспорьем в учебе.

    Важно поощрять детскую любознательность: обстоятельно отвечать на детские «почему?» «зачем?» Иногда родители. Не вникнув в суть детского вопроса, отмахиваются от него «не мешай, мне некогда». Такими ответами они гасят детскую пытливость. По возможности надо отвечать на детские вопросы правильно. Самим задавать вопросы детям, требующие размышления «почему так думаешь», «как ты узнал» и т.д. Важной предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи. Важно, чтобы к поступлению в 1 класс ребенок произносил все звуки в словах, т.к. неправильная речь может явиться серьезной помехой в выработке навыков грамотного письма.

    Хорошо, если до поступления в школу ребенок научится связно рассказывать сказку. Небольшой рассказ, стихотворение. До прихода в школу ребенок должен знать на память 10-12 небольших стихотворений, несколько загадок, пословиц, поговорок.

    До школы необходимо развивать мышление ребенка, сообразительность. Организуйте дома с детьми занятия. Упражняйте их в счете конкретных предметов (кубиков, палочек, орехов и др.) в пределах 10-20, в устном прямом и обратном счете в пределах первого десятка; учите решать простые задачи, лучше на наглядном, конкретном материале. В ходе игр, дети могут наблюдать, что одни предметы больше, длиннее, другие меньше, короче, ближе, дальше, слева, справа. Надо чаще обращать на это внимание. Известно, что труднее всего дети овладевают письмом. Подготовке к письму помогут разнообразные ручные занятия: ребенок может рисовать, лепить из глины и пластилина, штриховать рисунки, вырезать из бумаги, изготовлять игрушки из картона, дерева, коры, шишек. При занятиях за столом очень важно следить за позой ребенка: ноги устойчиво стоят на полу, поясница опирается на спинку стула, локти лежат на столе. К 5-6 годам у детей возникает желание познакомиться с буквами, складывать слоги, читать.

    Ребенок будет успевать в школе и хорошо себя чувствовать, если у него воспитана опрятность, дисциплина, навыки самообслуживания, уважение к учителю и товарищам.

    Помните, что подготовка к школе решается на протяжении всего дошкольного возраста, а не одним годом.

     

    КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ

    • Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
    • Если ребёнок живет во вражде - он учится агрессивности.
    • Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым.
    • Если ребёнок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
    • Если ребёнок живет в терпимости - он учится принимать других.
    • Если ребёнка подбадривают - он учится верить в себя.
    • Если ребёнка хвалят - он учится быть справедливым.
    • Если ребёнок растёт в безопасности - он учится верить в  людей.
    • Если ребёнка поддерживают - он учится ценить себя.
    • Если ребёнок растёт в атмосфере понимания и дружелюбия - он учится находить любовь в этом мире.

    Детский уголок дома

    Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был деятельным, необходимо создать ему соответствующие условия. Нужно позаботиться, чтобы у ребёнка был свой уголок, где бы он мог спокойно играть и заниматься своими делами.

    Выделите для игрового уголка удобное, хорошо освещённое и защищённое от сквозняков место. В игровом хозяйстве следует иметь достаточное (но не избыточное) количество разнообразных игрушек. Обязательная принадлежность для игр самых маленьких – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (матрёшки), нанизывать и собирать (пирамидки, кольца). Ребёнку необходимы игрушки, которые побёждали бы его к сюжетно-ролевым играм. Любимая игрушка дошкольника – кукла. У малыша должны быть под рукой кукольная мебель, постельные принадлежности, одежда, хозяйственная утварь и т. п. Только при этом условии игра может быть содержательной. Куклы нужны не только девочкам. Мальчики также с удовольствием играют в куклы, изображая людей разных профессий – моряка, солдата, космонавта, рабочего, шофёра и др.

    Для того, чтобы правильно подобрать игрушки, следует учитывать возраст ребёнка, уровень его развития, интересы, желания, надо представлять, какую пользу они могут принести ему.

    Чем руководствоваться при внесении новых игрушек?

    Если ребёнок освоил старые игрушки, и вы не заметили, что они надоели ему, уберите часть из них, а в замен дайте одну – две новых. Обыграйте каждую игрушку вместе с ребёнком. Самых маленьких научите действовать с предметом (например, как завёртывать куклу, складывать кубики и т. п.; детей постарше ознакомьте с правилами игры, примите участие в игре, особенно в такой, где нельзя обойтись без партнёра (шашки, бильярд и др.); вместе с ребёнком найдите в игровом уголке место для новой игрушки.

    Учите ребёнка самого следить за порядком в своём уголке. Если он знает, что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности и аккуратности. 

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ И СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?
    КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЛАДЕТЬ СОБОЙ?

    Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

    Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.

    (Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

    • Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
    • Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).
    • Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:

    1. Что тебя может разозлить?

    2. Как ты себя ведешь, когда злишься?

    3. Что чувствуешь в состоянии гнева?

    4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?

    5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.

    6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

    7. Какие слова для тебя самые обидные?

    • Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

    Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.

    1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
    2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
    3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
    4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
    5. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
    6. Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
    • –чашка (в нее можно кричать);
    • –тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
    • –листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
    • –карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
    • –пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
    • –подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
    1. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
    2. Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая, друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

    Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
    Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)

    • Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
    • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
    • Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
    • Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

    Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

    Литература:

    1. Работа с родителями: практические рекомендации Р13   и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 169 с. 15ВК 978-5-91651-019-5

     

     

     

    Шпаргалка для родителей

    Если ребенок дерется
    Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры.
    Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения,
    «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
    Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
    Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.
    Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.
    Как предотвратить проблему
    - Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
    - Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п. Сделайте дома подобие боксерской груши.
    Как справиться с проблемой, если она уже есть
    Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац». Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы:
    не ставить подножку, не бить ногами и т. п. Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»
    Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

     

    Если ребенок часто устраивает истерики 

    Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто 
    не хватает слов, чтобы выразить свои потребности.
    Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
    Как предотвратить проблему
    Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций. Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи
    происходили чаще.
    Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
    Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики. Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

     

    Если ребенок упрямится
    Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенности ребенка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих дошкольника инициативы и самостоятельности.
    Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямиться»? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребенок на их просьбы и предложения.
    Как справиться с проблемой, если она уже есть
    Если все дело в ваших действиях — начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.
    Измените свой словарь. Исключите выражения, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя все получилось», — характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я так рада, что ты не забыл положить щетку на место»; «Я любуюсь твоими игрушками — там такой порядок».
    Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?
    Попробуйте разобраться, чего не любит ребенок и чем совершенно безболезненно для него и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить это принятием душа? Следует также спросить его самого, что может сделать купание в ванне приятным.
    Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.

     

    Если ребенок часто обманывает
    Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят. Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребенка.
    Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману, они никакого отношения не имеют.
    Как предотвратить проблему
    При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
    Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» — лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?».
    У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
    Как справиться с проблемой, если она уже есть
    Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
    Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
    Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
    Упорное вранье — сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих. Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».
    Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами»
    Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково.
    Если, на взгляд взрослых, ребенок не желает учиться — считать, запоминать буквы, сидя на диване под вашим бдительным присмотром, оставьте его в покое — это не дошкольник не желает заниматься серьезными вещами, это вы предъявляете к нему неправомерные требования.
    Посмотрите, как он играет в песке, с куклами, машинками или солдатиками. Спросите, сколько у него кукол, куличиков... Называет число? Считает? Вы этого и хотели.
    Но вот если ребенок не играет, это уже проблема, которая должна вас серьезно встревожить.
    Как предотвратить проблему
    Не навязывайте ребенку свое представление о том, что и когда он должен делать.
    Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите, во что он играет, включитесь в его деятельность и в процессе игры вместе с ним «научитесь важному делу».
    Позволяйте ребенку вдоволь играть с другими детьми: сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра — хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что еще никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно не то, чтобы
    ребенок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он умел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили малыша самоуважению.
    Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка своевременно появились соответствующие его возрасту и интересам игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь, что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе. 
    Хотите, чтобы ребенок много знал - подбирайте правильно книги. Для дошкольника, пока еще он сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может осмысливать, проговаривать. Речь идет, конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.

    Одаренный ребенок
    Около пяти процентов детей рождаются одаренными или талантливыми, это не зависит от доходов семьи, возраста родителей, национальности. Если не создать специальных условий для такого ребенка, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.
    Одаренный ребенок обладает одним или несколькими качествами:
    — хорошей памятью, особенно долговременной;
    — большим словарным запасом;
    — может сосредоточиться на долгое время;
    — легко усваивает информацию;
    — очень наблюдателен и любознателен;
    — проявляет устойчивый интерес к широкому кругу вопросов;
    — рано проявляет способность сопереживать другим;
    — любит книги;
    — проявляет большую энергичность;
    — часто стремится в своих делах достичь совершенства;
    — предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
    — настойчив;
    — у него развито чувство юмора — использует привычные предметы нетрадиционным способом; — проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

    Как удовлетворить потребности одаренных детей
    Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
    В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.
    Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить собственный план.
    Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.
    Получив ответ на какой-либо вопрос, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.
    Если ребенок начинает плохо себя вести
    Он может начать дурачиться, если ему становится скучно. В таком случае предложите ему выполнить более сложные задания.
    Изобретает действия, полностью противоречащие общепринятым — дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности его и других.
    Злится, если его прерывают — выделяйте больше времени для самостоятельной работы.
    Ненавидит получать указания — дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

     

     


                   

     

    ГУО "Ясли-сад № 458 г. Минска"
    220047,  Минск , ул. Нестерова д. 74.
    Контактный телефон: 8(017)-356-25-18; 8(017)-374-42-62

    Электронная почта: ddu458@minsk.edu.by